Директор компании «ПроГрамота» Юлия Андреева рассказала участникам «Форсажа» об основах цифровой этики

Директор компании «ПроГрамота» Юлия Андреева рассказала участникам «Форсажа» об основах цифровой этики

8 июля стартовала образовательная программа форума сообщества молодых специалистов «Форсаж». Юлия Андреева, директор компании «Програмота: русский язык для работы», преподаватель РАНХиГС и Дипломатической академии МИД, объяснила участникам, в чём заключаются основы деловой этики, а также провела со своим коллегой Данилом Вязовым коммуникативную игру.

«Раньше люди общались лично, а сейчас общение перешло в формат текста. Даже страница в соцсетях уже превращается в медиа, – рассказала Юлия. –  В цифровом общении важно установить личные границы и объяснить знакомым, что и когда нужно писать. Ещё одна сложность – отсутствие регламента работы и общения в социальных сетях, в отличие от деловой переписки. Кроме того, в соцсетях развивается тенденция к человечности, но часто её путают с фамильярностью, и это приводит порой к неприятным ситуациям».

Все люди, по мнению Юлии, хотят довольно простых вещей: быть понятыми и услышанными, но не всегда это достижимо.

Юлия объяснила, какой выбрать инструмент для деловой коммуникации – почту, чат мессенджера или видео-конференц-связь, в каком стиле и тоне построить общение с тем или иным человеком, какие основные ошибки совершают люди в деловой коммуникации и как их избежать.

По итогам игры «10 грехов делового общения», проведённой Данилом Вязовым, участники сформулировали основные правила деловой коммуникации:

  1. Не используйте в письменном обращении «Доброго времени суток!», «Приветики», «Хай» и «Прив», разные сокращения – Д.Д., Д.У., Д.В., уменьшительно-ласкательные варианты имени.
  2. В деловой переписке в мессенджерах не отправляйте несколько коротких сообщений подряд или голосовые сообщения, эмодзи вместо слов. Будьте корректны – пишите по делу, формулируя свою просьбу в одном сообщении, и делайте это в рабочее время.
  3. Если собеседник оскорбляет или провоцирует вас, переводите беседу в конструктивное русло, пошутите, а главное – не принимайте близко к сердцу обидные слова.
  4. Не используйте в сообщениях тексты, написанные заглавными буквами – это воспринимается собеседником как крик.
  5. Не злоупотребляйте обилием восклицательных и вопросительных знаков в сообщениях.
  6. Начинайте с главного, пишите понятно и логично, по возможности, без ошибок.
  7. Не оставляйте тему письма пустой или неясной – «В продолжение разговора», излишне краткой – «Вопрос» или агрессивной – «СРОЧНО!».
  8. Не заканчивайте деловые письма фразами «С нетерпением жду ответа», «Искренне ваш», «С наилучшими пожеланиями», «С надеждой на сотрудничество», «Жду обратной связи», «Надеюсь на понимание». Эти фразы раздражают большинство пользователей.
  9. Если вы звоните другому человеку, представьтесь, кратко сформулируйте, по какому вопросу звоните, а затем узнайте, есть ли возможность у собеседника уделить тебе время.
  10. Всегда общайтесь с собеседником, проявляя уважение – и на уровне текста, и в действиях. И самое главное – начните с уважения к себе.

«В цифровую эпоху текст – это первый фильтр. По тому, что и как написано, судят о вас, – резюмировала Юлия Андреева. – Технологии опережают знание, но нам нужно учиться с ними работать».

Лекция «Цифровая этика» прошла в рамках старта коммуникативной игры «Культура сотрудничества», которая будет продолжаться до конца форума.