8 июля стартовала образовательная программа форума сообщества молодых специалистов «Форсаж». Юлия Андреева, директор компании «Програмота: русский язык для работы», преподаватель РАНХиГС и Дипломатической академии МИД, объяснила участникам, в чём заключаются основы деловой этики, а также провела со своим коллегой Данилом Вязовым коммуникативную игру.
«Раньше люди общались лично, а сейчас общение перешло в формат текста. Даже страница в соцсетях уже превращается в медиа, – рассказала Юлия. – В цифровом общении важно установить личные границы и объяснить знакомым, что и когда нужно писать. Ещё одна сложность – отсутствие регламента работы и общения в социальных сетях, в отличие от деловой переписки. Кроме того, в соцсетях развивается тенденция к человечности, но часто её путают с фамильярностью, и это приводит порой к неприятным ситуациям».
Все люди, по мнению Юлии, хотят довольно простых вещей: быть понятыми и услышанными, но не всегда это достижимо.
Юлия объяснила, какой выбрать инструмент для деловой коммуникации – почту, чат мессенджера или видео-конференц-связь, в каком стиле и тоне построить общение с тем или иным человеком, какие основные ошибки совершают люди в деловой коммуникации и как их избежать.
По итогам игры «10 грехов делового общения», проведённой Данилом Вязовым, участники сформулировали основные правила деловой коммуникации:
- Не используйте в письменном обращении «Доброго времени суток!», «Приветики», «Хай» и «Прив», разные сокращения – Д.Д., Д.У., Д.В., уменьшительно-ласкательные варианты имени.
- В деловой переписке в мессенджерах не отправляйте несколько коротких сообщений подряд или голосовые сообщения, эмодзи вместо слов. Будьте корректны – пишите по делу, формулируя свою просьбу в одном сообщении, и делайте это в рабочее время.
- Если собеседник оскорбляет или провоцирует вас, переводите беседу в конструктивное русло, пошутите, а главное – не принимайте близко к сердцу обидные слова.
- Не используйте в сообщениях тексты, написанные заглавными буквами – это воспринимается собеседником как крик.
- Не злоупотребляйте обилием восклицательных и вопросительных знаков в сообщениях.
- Начинайте с главного, пишите понятно и логично, по возможности, без ошибок.
- Не оставляйте тему письма пустой или неясной – «В продолжение разговора», излишне краткой – «Вопрос» или агрессивной – «СРОЧНО!».
- Не заканчивайте деловые письма фразами «С нетерпением жду ответа», «Искренне ваш», «С наилучшими пожеланиями», «С надеждой на сотрудничество», «Жду обратной связи», «Надеюсь на понимание». Эти фразы раздражают большинство пользователей.
- Если вы звоните другому человеку, представьтесь, кратко сформулируйте, по какому вопросу звоните, а затем узнайте, есть ли возможность у собеседника уделить тебе время.
- Всегда общайтесь с собеседником, проявляя уважение – и на уровне текста, и в действиях. И самое главное – начните с уважения к себе.
«В цифровую эпоху текст – это первый фильтр. По тому, что и как написано, судят о вас, – резюмировала Юлия Андреева. – Технологии опережают знание, но нам нужно учиться с ними работать».
Лекция «Цифровая этика» прошла в рамках старта коммуникативной игры «Культура сотрудничества», которая будет продолжаться до конца форума.