Гостем форума сообщества молодых специалистов «Форсаж» стал радиоведущий и радиоблогер Дмитрий Севостьянов. Он рассказал о том, чем радиоблог отличается от подкаста, посоветовал, что делать при нештатных ситуациях в прямом эфире, и предположил, каково будущее радио.
– Почему Вам нравится работать на радио?
– После окончания школы я выбрал специальность «Связи с общественностью». В пиаре я проработал три года. В целом, это было моё. У нас было много практических занятий, и я уже тогда понял: блин, это прикольно! Мне это дало общее представление, насколько это комфортная деятельность для меня. Но быть журналистом мне гораздо приятнее, чем работать с журналистами. Однажды в моей жизни случились курсы радиоведущих, и я понял, что это хорошая работа.
– Есть ли у тебя ещё какой-то профессиональный опыт?
– Я недолго работал в пресс-службе Министерства здравоохранения и социального развития, и, с одной стороны, восхищался самим фактом, что я работаю в министерстве, с другой – это была мелкая рутина: я писал и согласовывал речи для руководителей, занимался отчётностью…Скорее, это можно назвать стажировкой, а не работой,
– Каково это – быть радиоблогером?
– Эту идею мне предложило начальство. У меня не было никакого представления о том, как это может быть, но это должно цеплять. Я записал несколько вариантов, и мы с руководством выбрали тот стиль, который их устроил. Я столкнулся с проблемой: блогеры – это модно, и это массовое движение. Но они позволяют себе резкие высказывания, матерятся, а я работаю в структуре официального СМИ, и многого не могу себе позволить, чтобы не подводить своё радио.
– Какие особенности у радиоблога?
– Надо брать либо очень известные вещи, либо хайповую тему, чтобы это цепляло. Проект просуществовал более двух лет, пока я работал на радио «DFM», и закрылся в связи с моим переходом на «Европу +\Плюс». У нас есть договорённости с «DFM», что название блога – «РадиоБЛОГер Севостьянов» – останется в любом случае за радио.
– Чем радиоблог отличается от подкаста?
– У подкаста есть тема, направление. Например, финансы, скандальные истории… То есть, есть определённый круг тем, за которые подкаст не выходит. Главное отличие радиоблога – универсальность и независимость от конкретной тематики. Я мог в один день обсуждать интернет-мемы, на следующий – поговорить на остросоциальную тему, потом о премьере фильма…
– А чем отличается прямой эфир от записи?
– Ты никогда не знаешь, как себя поведёт гость, как он отреагирует на какой-нибудь вопрос. Может растеряться и замолчать или агрессивно ответить. Радиоблог – это запись, и поначалу я на 2-минутную программу тратил около трёх часов, потом дело пошло быстрее. В записи есть возможность монтажа, перезаписи отдельных кусков, а на прямом эфире гораздо больше спонтанности.
– Ваш самый запоминающийся эфир.
– Однажды ко мне пришёл актёр, который озвучивал персонажа Оптимуса Прайма, – Андрей Ярославцев. Кроме него, был ещё один человек в костюме автобота, и он жестикулировал под речь Ярославцева, создавая видимость, что это именно он говорит его голосом. Была видеотрансляция, и она собрала рекордное количество просмотров. Из негативных эфиров ничего не могу припомнить., всё проходило достаточно ровно. Бывало такое, что гости не готовы общаться, ведут себя скованно, но такое случается, и в этом ничего страшного нет.
– А если на прямом эфире происходит нештатная ситуация? Например, хочется чихнуть или ещё что-то?
– Всегда есть звукорежиссёр, которому можно подать сигнал, и он экстренно отреагирует. Если ведущий закашляется или чихнёт, звуковик отключает микрофон или переключает на рекламу или новости. Но иногда бывают и розыгрыши. Однажды пришёл Леша Воробьёв. У меня в руках был листочек с новостями, а он начал его медленно вытягивать из моих рук. Мне пришлось тянуться за ним, чтобы видеть текст, и при этом продолжать читать.
Я работаю с «Бригадой У», и они не могут без розыгрышей. Бывает, что перед самым эфиром или за эфиром шутят, и от смеха удержаться очень сложно.
– Бывают ли неловкие ситуации, когда во время прямого эфира вырываются нецензурные слова?
– Я в прямом эфире очень аккуратен и не допускаю мата, но всякие бывают моменты. Сегодня я вместо «метро» почему-то прочитал «вино» и тут же получил в интернете комментарий, что это оговорка из-за моих потаённых мыслей. Но в целом к ведущим на развлекательном радио слушатели относятся с пониманием, знают, что там работают люди творческие.
– Какое будущее у радио?
– Отвечу вопросом на вопрос. Вы часто слушаете подкасты? А радио? Вот видите, в вашей аудитории радио слушают гораздо чаще. Кроме того, радио тоже идёт в ногу со временем – радиостанции начинают вещать в интернете, делают видеотрансляции. Не думаю, что радио пропадёт в ближайшее время. Конечно, количество радиослушателей постепенно снижается, но это не быстрый процесс. Подкасты, может быть, удобнее, но это вопрос привычки.
– У кого Вы бы хотели взять интервью?
– Я всегда испытываю трепет, когда у меня проходят интервью с голливудскими звёздами. И мне интересно любое предложение, когда речь идёт о зарубежных актёрах или режиссёрах.
– Как ты готовишься к интервью?
– Любое хорошее интервью готовится заранее. Я посвящаю несколько часов чтению: читаю соцсети человека, его интервью, которые он уже давал. Обдумываю, что мне самому интересно спросить именно у него. Учитываю и свой интерес, и потребности аудитории. Если есть возможность пообщаться с человеком за кадром, это хорошо. Такое общение настраивает на коммуникацию. К сожалению, это не работает с голливудскими звёздами, с ними за кадром пообщаться невозможно. У них всё строго регламентировано.
– Есть ли что-то, чего ты стесняешься или боишься?
– Бояться показаться смешным – это глупо. Но я боюсь оказаться некомпетентным в чём-то, например, не читал какую-то знаковую книгу. Мне кажется, что в наше время у человека должен быть широкий кругозор.
– Почему ты некоторое время отсутствовал в соцсетях?
– Это был порыв, когда я сказал: «Я больше не могу, меня всё это задолбало!» Я пытался вести себя как блогер в соцсетях, много времени им уделял, использовал разные алгоритмы, но всё равно получал меньше лайков и комментариев, чем мне хотелось. Я чувствовал себя страдальцем. Если я два дня не выкладывал фотографий, я начинал нервничать, думать, что бы такое выложить. Я понял, что я пресытился этим и на какое-то время решил уйти из соцсетей.
Дмитрий Севостьянов приехал на «Форсаж» в рамках образовательной программы форума сообщества молодых специалистов «Форсаж».