Сообщества молодых специалистов: почему корпорациям важно их поддерживать

Сообщества молодых специалистов: почему корпорациям важно их поддерживать

По материалам РИА Новости: https://na.ria.ru/20200914/spetsialisty-1577204540.html

В Москве завершил работу Х Форум сообществ молодых специалистов “Форсаж”, который объединил сотрудников крупнейших корпораций, представляющих самые разные отрасли экономики. Почему корпорациям важно помогать своим молодым специалистам? Какой путь прошел “Форсаж” за 10 лет своей работы? Об этом корреспонденту проекта “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня” рассказала председатель оргкомитета форума, президент Ассоциации граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования “МАКО”, председатель Координационного совета по развитию сообществ молодых специалистов при Общественной палате РФ Ольга Голышенкова.

— Ольга Михайловна, что такое “сообщества молодых специалистов”?
— В каждой организации есть молодые специалисты – как правило, выпускники вузов и колледжей, которые только начинают свой профессиональный путь. Не секрет, что многие молодые люди имеют неустойчивую мотивацию к профессиональной деятельности, и, если они не вовлечены в работу и плохо понимают свои перспективы, они будут уходить из компании, искать себя дальше.
Молодые сотрудники часто объединяются на предприятиях в различные сообщества – иногда создают их сами в виде клубов по интересам или волонтерских клубов, но чаще входят в уже действующие молодежные советы, советы молодых специалистов и ученых. Это могут быть молодежные активы – группы специально отобранных перспективных молодых сотрудников, работников, которые включены в жизнедеятельность организации, принимают участие в отраслевых проектах. Мы назвали эти объединения “сообществами молодых специалистов”.
— Почему форум “Форсаж” и Координационный совет по развитию сообществ молодых специалистов при Общественной палате РФ фокусируют свою работу именно на таких сообществах?
— Через участие в таких сообществах молодежь быстрее адаптируется к работе в коллективе, получает возможность проявить себя, обмениваться информацией, мнениями и эмоциями с другими членами сообществ, продвигать новые идеи в своих организациях. Самим компаниям тоже удобнее работать с сообществами, чем с каждым молодым специалистом отдельно.
Сообщества могут представлять разные тематические направления. Если участник сообщества проявил себя как активный молодежный лидер, новатор или организатор волонтерских или социальных проектов, сообщество поможет ему получить от компании поддержку и даже карьерное продвижение. Такое взаимодействие выгодно и интересно как молодым специалистам, так и их работодателям.
К сожалению, аудитория работающей молодежи сегодня недостаточно охвачена различными федеральными проектами. Есть проекты для творческой молодежи, для журналистов и СМИ, для молодых предпринимателей, для социальных, волонтерских инициатив и общественно-политической деятельности. А вот для работающей молодежи, которая связывает свою судьбу со своей профессиональной траекторией, нет ни общих площадок, ни общей системы взаимодействия.
Мы поняли, что есть запрос на поддержку молодых специалистов по профессиональным направлениям и по карьерным траекториям, и лучший инструмент для этого – молодежные сообщества в компаниях. Не отдельные молодые специалисты, не просто работодатели, которые часто имеют ложные представления об истинных ценностях, предпочтениях и потребностях работающей у них молодежи, а именно молодежные сообщества в компаниях и их лидеры.
— Что вы считаете основным достижением форума “Форсаж” за его десятилетнюю историю?
— Десять лет назад мы в нашей ассоциации “МАКО” вместе с руководителями по персоналу российских корпораций собрались вместе и решили, что у молодых талантов, “перспективного кадрового резерва”, нет площадок и возможностей для взаимной коммуникации, выстраивания горизонтальных связей и включения в реальную деятельность организаций-работодателей. Поэтому несколько компаний во главе с Госкорпорацией “Росатом” инициировали создание новой площадки для развития молодых специалистов из разных отраслей промышленности в формате палаточного лагеря.
Мы договорились, что будем тщательно отбирать наиболее перспективных молодых сотрудников корпораций для участия в этом проекте в 2010 году. Уже через несколько месяцев мы впервые организовали этот уникальный формат, сочетающий в себе непривычные для участников бытовые условия палаточного лагеря и интенсивную образовательную и деловую программу, сопровождающуюся масштабным межкорпоративным и межотраслевым нетворкингом.
Мы стали приглашать топ-менеджеров, известных экспертов и лидеров мнений из разных отраслей, чтобы показать участникам форума вдохновляющие примеры карьерных траекторий и жизненных историй. Нам удалось выстроить на “Форсаже” межкорпоративную, межотраслевую среду, которая помогает сотрудникам разных компаний общаться друг с другом и развивать горизонтальные и диагональные связи. Так за десять лет мы получили мега-сообщество “Форсажа”, которое включает в себя несколько меньших объединений.
— Что это за объединения?
— Во-первых, это сообщество участников и выпускников форума, которые уже начали продвигаться по карьерным траекториям и поддерживать новичков.
Во-вторых, это сообщество экспертов из разных компаний, которые помогают нам прорабатывать новую тему и программу “Форсажа” на каждый год. Темы обычно идут на опережение, они будут внедряться в компаниях в течение года-трех. Мы молодых специалистов заранее знакомим с этими темами, и такой проактивный подход помогает молодежи заранее подготовиться к моменту начала внедрения темы в компании. В итоге за 10 лет в сообщество вошли несколько сотен экспертов.
В-третьих, это сообщество организаторов. Это все те люди, которых мы привлекаем для организации недельной интенсивной площадки, которые фактически круглосуточно работают с участниками.
И, конечно же, это сообщество партнеров “Форсажа”, представителей крупнейших российских корпораций, которое объединяет расширяющуюся с каждым годом группу работодателей, заинтересованных в развитии своих молодых талантов.
В этом году, в связи с эпидемиологическими ограничениями, мы не можем вывезти сотни участников на поляну. Поэтому мы придумали использовать площадку телестудии в центре Москвы, где мы пытаемся воссоздать традиционную атмосферу “Форсажа”. У нас есть около сотни очных участников и еще больше тысячи к нам присоединяются по всей России, от Калининграда до Владивостока, и еще из 17 стран – регионов присутствия российского бизнеса за рубежом.
Конечно, очень помогает, что среди участников есть люди, которые ездили с нами на поляну в палаточный лагерь и помнят, как это было. Удивительно, что даже в телевизионном формате воссоздается эта атмосфера и энергетика.
— Кто может стать участником форума? Как осуществляется отбор?
— Прежде всего, отбор участников форума проводят руководители по персоналу и корпоративному обучению при активном участии руководителей по коммуникациям, производству, стратегическому развитию из корпораций-партнеров нашей ассоциации “МАКО”. Они решают, с какими сотрудниками и по каким темам сейчас особенно актуально работать.
С учетом выбранных для текущего года тем каждая компания начинает отбор сотрудников. Например, у “РусГидро” действует очень серьезная программа отбора молодых людей в кадровый резерв, и только около 30 человек плюс победители различных молодежных и студенческих конкурсов компании получают путевку на “Форсаж”. Получается, что для них это награда за успех.
“Росатом”, который стоял у истоков форума и был его главным инициатором, направляет на “Форсаж” лидеров отраслевого совета молодежи. В госкорпорации ставят акцент на то, чтобы эти молодые люди продвигали среди участников форума из других корпораций культуру и ценности атомной отрасли. С другой стороны, они должны понимать, в чем состоит актуальный тренд и общенациональная повестка в работе молодежных советов, и привносить это в работу молодежных сообществ “Росатома”.
В такой системе отбора участников есть и свои ограничения. Например, если наши участники прошлых лет хотят вернуться на форум как частные лица, вне корпораций, они не могут этого сделать. Тогда они обычно предлагают свою помощь в качестве соорганизаторов программы или приезжают как эксперты образовательной программы.
— Каким вы видите “Форсаж” еще через 10 лет?
— Мы мечтаем, чтобы у “Форсажа” было много региональных и отраслевых площадок и финальная площадка, которая подводила бы итоги работы за год. Так же хотелось бы, чтобы форум представлял глобальный посыл России для многих стран мира, которые видят в России драйвер развития, возможность создания среды, в том числе, для международного сотрудничества. У нас были участники из разных стран мира, и уже несколько лет спустя они активно участвуют в нашем сообществе. Форум помог им узнать и полюбить Россию.
Многие участники “Форсажа” мечтают о том, чтобы он стал по-настоящему глобальным движением, с определенной средой и культурой, с единой идентичностью. Чтобы он стал сообществом людей, которые верят в позитивное будущее, которым важна ценность развития, которые продвигают культуру и практику сотрудничества и помогают друг другу достигать больших целей!