Спикером интерактивной сессии «Сообщества лидеров России», прошедшей на открытии образовательной программы форума «Форсаж», стала Татьяна Дьяконова, помощник министра экономического развития РФ, победитель конкурса «Лидеры России». В блиц-интервью Татьяна обозначила позицию Министерства по отношению к молодежи.
– Татьяна, Вы говорили, что сейчас процессы создания и развития проектов стоят на первом месте. Насколько молодежь может вдохнуть в них новую жизнь?
– Если говорить о молодежи, я считаю, что сам по себе возраст трудно определить. Можно быть стариком в 25 лет, а можно и в 70 лет оставаться молодым. Мне посчастливилось работать в атомной отрасли. Приезжая в Саров, я видела убеленных сединами мужчин, которые абсолютно молоды душой. Они воспринимают свежие идеи, интегрируют их, создают что-то принципиально новое. Конечно, молодые люди не знают, что значит выживать в 90-е годы. Они не боятся создавать, готовы к этому. Это видно по вопросам, заданным сегодня чиновникам очень высокого ранга. А смелость – одно из тех качеств, которое необходимо, чтобы изменить мир. Ты можешь генерировать идеи, но если ты боишься сделать первый шаг, то ничего тебе не поможет. Наверное, молодое состояние души – качество, которое позволяет преодолевать неуверенность.
– Можно ли назвать «Форсаж» площадкой, которая формирует эту смелость? Где чиновники находятся в горизонтальном взаимодействии с участниками, а не в вертикальных?
– Конечно, ценность «Форсажа» и в том, что он формирует смелость. Но, мне кажется, что основная ценность форума – это нетворкинг среди разных компаний. Мы не сидим зашоренными в колодцах, каждый в своей компании, более или менее успешной, продвинутой, и мы можем расширить свои знания, поделиться своим успехом, обсудить свои вопросы со специалистами другой компании, и возможно сразу получить ответ, способ решения своей проблемы. Это мультипликация успеха, которая делает «Форсаж» настолько ценным. Нетворкинг создает сообщество людей из разных направлений, из разных компаний, с разными задачами. И это важнее, чем смелость. Хотя смелость им присуща: они готовы потратить свое время, пройти отбор, представить проект, затем за него отвечать. Думаю, здесь нет несмелых людей, которые лежат на диване, а потом появляются здесь. Я думаю, те 400 человек, которые здесь присутствуют, обладают всеми этими качествами. И это у них в крови.
– Это целевая аудитория всех, кто не зашорен и готов к творчеству?
– Да, таких пассионариев, которые хотят, чтобы этот мир стал лучше, и много делают для претворения в жизнь своих планов. Никто не скажет, что хочет, чтобы мир стал хуже. Все скажут, что хотят, чтобы стал мир лучше. Но что-то сделать для этого, поднять себя со стула, с дивана – не готовы. Это диванная болезнь. Можно долго рассуждать, что не та страна, не тот президент, не то образование. Объяснение этой красивой истории люди умеют формировать достаточно хорошо. Разрушение этих красивых историй произойдет, когда молодые и успешные специалисты других предприятий скажут тебе: «Нет! Это не проблема!»
– Министерство участвует в молодежных программах? Подтягивает к себе молодежь?
– Практически сразу после конкурса «Лидеры России» мы одни из первых в Министерстве экономического развития Российской Федерации провели конкурс «Лидеры Минэка». Мы выбрали молодых, ярких ребят со своими проектами, которые они представили заместителям министра, министру и получили добро на реализацию. В чем для меня отличие Министерства экономики? Когда я сюда шла, я боялась, что увижу консервативных взрослых людей, серьезных чиновников. Но нет, большой процент молодых специалистов, которые здесь работают, ярких, красивых, динамичных. Имея блестящие образование, они сделали выбор не пойти в корпорации, компании, бизнес, где понятная и проторенная дорога, а решили потратить свое время и талант на то, чтобы жизнь других людей стала лучше. Это меня очень сильно поразило еще в «Лидерах России». Я не собиралась идти на государственную службу. Но впервые поработав с министром экономического развития Подмосковья, познакомившись с ним, я узнала, что он чиновник высокого уровня. Тогда я ему сказала, что у нас есть будущее. Второе мое открытие было, когда состоялась панель губернаторов нового назначения. Новые губернаторы талантливые, умные, креативные, не боятся признавать ошибки, я второй раз об этом подумала. В третий раз, когда выступал Максим Орешкин, я поняла, что, когда меня позовут, разглядят во мне некое зерно, я не задумываясь, приму этот вызов, чтобы иметь причастность к этому большому инновационному развитию.
– Насколько Вам удается совмещать профессиональную сферу и личную жизнь?
Конечно, женская доля чуть-чуть другая. Когда у тебя появляются дети, ты уже не полностью принадлежишь себе. Я не могу сказать, что я много сидела с детьми, но в этом случае я больше говорю о некой ментальной привязанности к детям. Я когда-то сказала себе, что до 2018 года, пока мой младший ребенок не достигнет совершеннолетия, я не принадлежу себе, я должна быть рядом с ним. И вот 2018 год, дети выросли, у меня появились новые возможности. Я считаю, что умение отпустить своих детей – это отдельное искусство. Очень хорошо, что появилось такое предложение, куда можно направить весь поток энергии и сил. И дети скажут: «Здорово!»