Каким будет новое поколение специалистов, управляющих технологическим развитием страны? Кто они – инженеры будущего? Ответы на эти и другие вопросы искали в рамках конференции «Формирование мировоззрения для технологического лидерства России», которая прошла в Томском политехническом университете 27-28 февраля. Идейным вдохновителем конференции и ее главным модератором выступила председатель Оргкомитета «Форсажа» Ольга Голышенкова.
В течение двух дней участники конференции обсуждали подходы к преподаванию нового образовательного курса «Основы российской государственности» для инженеров и его внедрение в учебную программу для технических специальностей в высших учебных заведениях. В конференции приняли участие преподаватели и проректоры по воспитательной работе и образовательной деятельности сибирских вузов, представители технологических компаний региона и, конечно, сами студенты.
«У инженеров есть «аллергия» на гуманитарные дисциплины, не имеющих для них практического применения, – признает Ольга Голышенкова, возглавляющая Координационный совет ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов и ассоциацию «МАКО». – Поэтому очень важно говорить о мировоззрении для инженеров не абстрактно, а через историю и судьбы ранее и ныне живущих великих инженеров, ученых, изобретателей и технологических предпринимателей. Именно это мы и хотим сделать. Очень важно адаптировать содержание курса под восприятие студентов-инженеров».
В рамках конференции был впервые проработан формат, где преподаватели создавали демоуроки и мини-форматы, во время которых можно было донести информацию простым, понятным и вовлекающим способом. Затем студенты голосовали за форматы и высказывались – что бы они изменили, что сделали по-другому. «Это было очень ценно, потому что зачастую мы предлагаем что-то молодежи или детям и их самих не спрашиваем об этом», – сказала Ольга Голышенкова.
Слова президента ассоциации «МАКО» поддерживает ректор НИЯУ «МИФИ» Владимир Шевченко. «Разговор с будущими лидерами технологической сферы должен быть максимально открытым, – уверен он. – На какие задачи откликаются их сердца, какими они видят себя в будущем, какие явления в профессиональной сфере им по душе, а какие нет – только получив ответы на вопросы, можно понять, что мы можем сделать, а что – должны. Такой симбиоз гуманитарного и технического мировидения приведет к появлению нового инженера – человека, который верит в себя и делает свое дело по зову сердца».
Конференция, которая состоялась в рамках проекта «ДНК России» и серии дискуссионных событий «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты», инициированных Координационным советом ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов, ассоциацией «МАКО» и компанией «Норильский никель», завершилась итоговым пленарным заседанием, на котором пять команд, каждая по своему разделу, представили свое видение будущего курса.
«Мы работаем не только со студентами, но и с преподавателями технических вузов для того, чтобы вместе прийти к тому варианту содержания и подачи материала, который им самим был бы интересен и понятен, – сказала в завершении конференции Ольга Голышенкова. – Мы получили много критических замечаний, было много жарких дискуссий, а в некоторых аудиториях – даже слезы. Если обсуждения вызвали такие сильные эмоции, значит, мы решили свою задачу, и нам удалось вовлечь преподавателей и студентов в честный и откровенный диалог».